Доступная среда | МОУ «НОШ №10» Вологда

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа №10

МОУ

НОШ №10

Доступная среда

Доступная среда – безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ОВЗ и с инвалидностью является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Цель создания доступной среды — формирование условий для обеспечения равного доступа детей с ОВЗ и с инвалидностью, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации:

  • формирование безбарьерной школьной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью;
  • развитие инклюзивного образования;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.

Нормативные правовые акты обеспечения доступной среды:

  1. Федеральный уровень:

Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.

Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с последующими изменениями);

Приказ от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (с последующими изменениями).

  1. Региональный уровень:

Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность» (с последующими изменениями);

  1. Локальные акты МОУ «НОШ № 10»:

Соглашение о мерах, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов при оказании услуг;

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МОУ «НОШ № 10».

Существует семь принципов доступной среды:

  1. Принцип равенства и доступности среды для каждого – предоставление одинаковых средств для всех пользователей во избежание олицетворения отдельных групп населения.
  2. Гибкость в использовании среды — дизайн устраивает многих лиц, их потребности и возможности.
  3. Простота и интуитивность использования независимо от опыта, образования пользователей, языкового уровня и возраста.
  4. Восприятие информации, несмотря на сенсорные возможности пользователей.
  5. Терпимость к ошибкам пользователей — доступная среда уменьшает возможные последствия неожиданных и непреднамеренных действий.
  6. Не приводит к усталости — доступная среда рассчитана на незначительные физические ресурсы пользователей.
  7. Наличие необходимого размера и пространства при подходе, подъезде и различных манипуляциях, несмотря на физические размеры, состояние и мобильность пользователя.

Реализация основных принципов доступной среды в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью в образовательном учреждении и вне его;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
  • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные рабочие кабинеты:

  • кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда № 201;
  • кабинет социального педагога №214;
  • зал хореографии № 218.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека состоит из двух залов:

  • зал выдачи книг
  • зал для чтения и для отдыха

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью обеспечены бесплатными учебниками
  • иной учебной литературой

Специальные условия питания

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным двухразовым питанием.

Специальные условия охраны здоровья

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет,  оснащённый необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием.

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МОУ «НОШ № 10» существует единая система электронной коммуникации – электронный журнал.

Сайт школы: http://10school-vologda.ru/ 

Сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения.

Наименование электронного образовательного ресурса Ссылка на ресурс
Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/
Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Электронные библиотечные системы и ресурсы http://www.tih.kubsu.ru/informatsionnieresursi/elektronnie-resursi-nb.html